Первым в линейке надувных сапов RRD стал AirSup 10.2, появившийся в продаже в 2012 году. Сап-борд позиционируется как универсальный, т.е. его можно использовать в дисциплине крузер, рэйс и вэйв на начальном уровне. Борд тестировался мною на протяжении 2 лет и получил высокую оценку по различным критериям.
Сап-борд в сдутом состоянии очень компактен - помещается в рюкзак всего вдвое большем, чем кайтовый.
Борд можно было бы сворачивать компактнее, если бы не пластиковая закладная под центральный плавник. Поэтому сап-борд возможно свернуть только секциями в прямоугольник, но все равно рюкзак с сапом помещается в багажник любого автомобиля. В сложенном состоянии в комплекте с веслом и насосом сап-борд весит около 16 кг, так что вы можете свободно носить сап-борд в рюкзаке за плечами. Надо сказать, что рюкзак очень крепкий и удобный, расстегивается в секторе 270 градусов, поэтому доставать и упаковывать борд не составит проблем. В комплекте с сап-бордом идет центральный плавник, насос BRAVO и ремкомплект. Весло приобретается отдельно, но об этом чуть позже.
Накачивать борд до твердого состояния (1 бар) ручным насосом не сложно, но такого давления недостаточно для абсолютной жесткости сап- борда. Штатный насос справится с давлением до 1,3-1,4 бар, но качать вручную до такого давление очень не просто. Учитывая запас прочности, я использовал автомобильный компрессор с переходником к лодочному клапану, доводя давление в сап-борде до 1,8 бар. Кстати, установленный клапан BRAVO- универсальный, рассчитан на 3 бара, в случае повреждении можно купить такой же в любом лодочном магазине. Имея специальный щелевой ключ, клапан можно легко выкрутить . Один раз мне приходилось пользоваться таким ключом, т.к. прижимная мембрана сместилась и герметичность клапана нарушилась. Так что отправляясь в дальнюю поездку рекомендую прикупить запасной клапан и ключ, лишним не будет (клапан 300 руб, ключ 50 руб).
Обычно я накачиваю свой эйр-сап следующим образом: ручным насосом до 1 бар, далее подключаю компрессор и довожу до давления 25 psi (1,8 бар). Т.к. компрессор нагнетает давление крайне медленно, я успеваю надеть за это время гидрокостюм и прикрутить центральный плавник. Центральный плавник вставляется в специальный слот, где можно ругулировать его положение относительно боковых плавников. Если хотите максимальную стабильность на курсе, то сдвиньте центральный плавник максимально к носу борда, если нужно больше маневренности – сдвиньте максимально к тэйлу. Вуаля, ваш сап-борд готов к использованию!
ТЕСТ на ровной воде
Осваивать сап-борд рекомендую на ровной воде в безветренную погоду. В отличии от классического серфинга, сап-серфинг не мыслим при силе ветра от 6 м/с, т.к. в положении стоя вы будете сильно подвержены ветровому дрейфу и катание превратиться в сущий ужас. На ровной воде я намотал не один десяток километров, и могу сказать что надувной сап-борд по скорости и удобству сопоставим, и в некоторых случаях даже лучше, чем классический твердый сап-борд. Ввиду большей толщины и следовательно большего водоизмещения, вода практически не заливает палубу и оборудование (например, рюкзак в носовой части воды). В частности, на своем Air Sup 10’2” объемом 172 литра я мог свободно брать с собой 7-летнего ребенка и не чувствовать особых сложностей в скорости и управлении. Кстати, в носовой части доски предусморены крепления для фиксации рюкзака, сумки и т.п. что позволяет путешествовать на большие расстояния, останавливаясь на привалы. Для понимая возможностей борда при путешествии на дальние дистанции, я со своими приятелями совершал 20-ти километровый сплав по реке на сапах. Учитываю, что я был единственный на надувном сапе, я держался наравне с остальными по скорости, хотя усилий приходилось делать несколько больше. Зато есть большое преимущество при прохождении мелководий и порогов, т.к. доске не страшны царапины, сколы и вмятины.
ТЕСТ на волне
Без сомнений, этот борд просто создан для катания на наших балтийских волнах. Доска тестировалась во всех возможных условиях: летом, осенью, весной, зимой, при температурах от 0 до 30, при высоте волны от 0,2 м до 2,5 м. Отмечу, что плавать стоя на борде даже в условиях легкого волнения на море, не очень просто. Но в сравнении с твердыми сап-бордами, надувной сап дает огромное преимущество стабильности, т.к. колебания от волны частично гасятся гибкостью надувной конструкции и держать равновесие гораздо проще чем на твердом сап-борде. Во многих случаях надувной сап безопаснее чем твердый, если падаешь на него, то практически не получаешь травм. Центральный плавник 19,5 см, дает возможность серфить не только тупо вниз с волны, но и брать правые/левые волны, а два гибких несъемных плавниках придают дополнительную стабильность при маневрах. Еще один бонус от использование ЭйрСапа – это довольно высокий рокер, который дает возможность брать закрытые и резко обрущающиеся волны, свойственные типовому бичбрейку на Балтике.
Не вижу смысла начинать осваивать сап-серфинг на других бордах, по крайней мере в условиях неправильных волн. Айрсап имеет все необходимые характеристики чтобы научиться брать ваши первые маленькие волны, хотя есть потенциал кататься и на средних волнах до 2,5 метров. Отдельно хотелось бы сказать пару слов про весло. Дело в том, что в комплекте как правило рекомендуют использовать 3-х элементное весло, которое к сожалению обладает крайне малой плавучестью. Хотя оно и удобно для транспортировки, т.к. помещается в рюкзак, я бы все-таки рекомендовал использовать карбоновое - как гарантию того, что оно никогда не утонет.
В заключении скажу что этот сап-борд по праву можно назвать универсальным, хотя и с большим уклоном на катание по волнам. Рекомендую всем любителям активного отдыха, а также кайтсерферам и виндесерферам не желающих скучать на берегу в безветренную погоду.